Государственное образовательное учреждение Детский сад № 1591 с приоритетным осуществлением художственно-эстетического направления развития воспитанников
Экспериментальная площадка города Москвы
«Интеллектуальное развитие в процессе детского экспериментирования в русле программы «Я - Человек»»
- Руководитель ГОУ Меркушина Лилия Васильевна
- отличник народного просвещения почетный работник общего образования РФ
- Научный руководитель Козлова Светлана Акимовна
- доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой педагогики и психологии дошкольного воспитания МГПУ
Оглавление
Концепция научно-практической работы ГОУ Детского сада № 1591Северо-Восточного учебного округа г. Москвы по теме: «Интеллектуальное развитие в процессе детского экспериментирования в русле программы «Я - Человек»»
Минувший век показал, что человечество вступило в новую эпоху активного освоения и осмысления окружающего макромира, в эпоху ускорения темпов и гигантских превращений, бесконечного усложнения связей и систем, стремительного наступления глобальных проблем, которые требуют неординарных позитивных решений в ближайшем будущем.
Важнейшим направлением интеллектуально-познавательного развития современного человека считается становление комплекса способностей, обеспечивающего деятельность в сложных системах. Способность быстро ориентироваться и эффективно действовать в подобных условиях приобретает фундаментальное значение. Основной вывод психолого-педагогических исследований последних лет: продвижение личности в развитии возможно только в процессе собственной деятельности, направленной на «открытие» ею нового.
В связи с этим в современной системе образования возникает потребность в программах, направленных на развитие творчества, познавательной активности, любознательности, исследовательской установки, формирования исследовательской деятельности и экспериментирования в условиях резкой степени сложности, новизны и неопределенности.
Исследовательская деятельность - неотъемлемая часть деятельности любого человека, условие его выживания в изменяющейся среде, условие развития его познавательных процессов, научения, приобретения социального опыта, социального развития, развития личности в целом. В этой деятельности ярко проявляется интеллектуальный и творческий потенциал человека.
Многие современные психологи пишут о необходимости включать в исследовательскую деятельность детей с самых малых лет.
Таким образом, актуальность и важность проблемы обусловили выбор темы научно-практической работы в русле авторской программы «Я -Человек» Светланы Акимовны Козловой.
Объект исследования - интеллектуальное и творческое развитие детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования - исследовательская деятельность и детское экспериментирование в процессе интеллектуального и творческого развития ребенка.
Цель исследования - интеллектуальное развитие ребенка, формирование его творческой и познавательной активности в детском саду.
Гипотеза исследования.
Детское экспериментирование имеет большое значение для интеллектуального развития и формирования творческой активности ребенка при следующих условиях:
если происходит реальное взаимодействие с реальной развивающейся средой;
если среда разнообразна и содержит факторы неопределенности и новизны;
если у ребенка целенаправленно формируется представление об относительности, противоречивости знаний.
если дети получают навыки построения экспериментальной деятельности;
если формируется представление о тесной связи двух путей познания теоретического и эмпирического, об их возможностях и ограничениях.
Задачи исследования.
Изучить теоретические основы вопроса влияния детского экспериментирования на развитие интеллектуального и творческого потенциала детей.
Подобрать методики диагностики детских достижений, адекватные теме и цели научно-практической работы.
Создать в условиях дошкольного учреждения модель развивающейся среды: «лабораторию для детского экспериментирования», «передвижную библиотеку».
Выявить и обосновать условия способствующие познавательной и творческой активности личности дошкольников.
Разработать развивающую систему опытов и экспериментов, доступных детям дошкольного возраста.
Отработать систему поэтапного интеллектуального и творческого развития старших дошкольников в процессе исследовательской деятельности.
Разработать и опубликовать научно-методические рекомендации, методические пособия и другие материалы для педагогов и родителей по данной теме.
Опытно-экспериментальная и научная работа будет осуществляться совместными усилиями дошкольного учреждения и кафедрой дошкольной педагогики Московского городского педагогического университета под научным руководством доктора педагогических наук, профессора С.А. Козловой.
Программа к научно-практической работе ГОУ Детского сада № 1591 по теме: «Интеллектуальное развитие в процессе детского экспериментирования в русле программы «Я - Человек»»
Экспериментальная работа в нашем учреждении опирается на основные положения авторской программы «Я - Человек» доктора педагогических наук Козловой С.А. (М. Школьная пресса, 2000г.), которая посвящена развитию личности дошкольников в социальном мире. По тематике и содержанию более соответствует ее разделу «Человек - творец». С другой стороны, она базируется на идеях современных педагогов-ученых и практиков.
Проблема интеллектуального развития. I. Основные понятия программы.
Данная программа обращает свое внимание на проблему интеллектуального развития ребенка дошкольного возраста в эпоху ускорения, когда способность быстро ориентироваться и эффективно действовать в условиях глобальных изменений, мощного напора информации приобретает огромное значение. В связи с этим современное образование ставит перед педагогами новые цели и задачи, пересматривает основные принципы образования, формулирует новые дидактические принципы.
Составляя программу экспериментальной работы, пристальный взгляд останавливаем на принципе целостной картины мира в тесной связи с дидактическим принципом научности; на принципе вариативности, предлагающем развивать нестандартное мышление; на принципах креативности и психологической комфортности, призванных вселять детям веру в свои творческие силы.
Интеллектуальное развитие понимаем как процесс творческого воссоздания каждым своей собственной «модели мира», адекватной возрасту и историческому времени. Причем это целостное представление о мире, в соответствии с требованиями ускорения, должно быть гибким, динамичным. Интеллектуальное развитие детей видим в формировании комплексных динамических представлений и эмпирических обобщений, в развитии конвергентного и дивергентного (вариативного) типов мышления.
По нашему мнению, движение личности в развитии происходит через активизацию творческого и познавательного потенциала, через формирование глобальной исследовательской установки, формирование исследовательской деятельности.
Исследовательскую деятельность понимаем как доминирующую часть человеческой деятельности, которая является неотъемлемым условием развития, так как она направлена на поиск и приобретение информации из внешней среды в условиях новизны и неопределенности.
Современными психологами творческая активность понимается как стремление к выходу за любые рамки, ограничения, пересмотр прежних схем деятельности, стремление к новым объектам, новым догадкам и гипотезам, новым целям, новым методам, новым результатам.
Познавательная активность рассматривается как стремление к познанию скрытого; ненаблюдаемого.
Творческая активность личности всегда содержит познавательную компоненту, но отличается от познания своим бескорыстием, идеальностью. Креативность - не особенность познавательной сферы, она характеризует личность в целом, так как имеет не деятельную, а личностную основу, и зависит от средовых факторов.
Полноценное развитие интеллекта, считают психологи, возможно только тогда, когда с раннего возраста уделяется внимание формированию разнообразных навыков и развитию творческих способностей.
Таким образом, организация исследовательской деятельности и экспериментирования в условиях разной степени сложности позволит создать в детском саду креативную и познавательную атмосферу, которая способствует интеллектуальному развитию детей.
II. Методические и практические идеи программы. Основные понятия.
Главными составляющими научно-практической работы с детьми в нашей программе являются активизация исследовательской деятельности и создание развивающейся среды.
Исследовательская деятельность дошкольников будет организована, большей частью, как детское экспериментирование.
Детское экспериментирование - это реальное взаимодействие ребенка с изучаемым объектом разной степени сложности в условиях недостаточности исходных данных (когда неопределенны ни условия, ни требования). Здесь важно, чтобы ребенок совершал с объектом манипуляции, многократные пробы, обследовал его, преобразовывал, совершал комбинаторные воздействия.
Методами, призванными стимулировать подобное поведение, на наш взгляд, будут и наблюдения, и упражнения, игровые обследования, игры-исследования, опыты, эксперименты в разных областях детской деятельности (игровой, конструктивной, трудовой и др.), коснется разных сфер (познавательной, социально-нравственной и т.д.)
Для нас важно научить детей самостоятельно многократно ставить перед собой разнообразные цели, искать способы решения, получать определенные достижения.
Развивающаяся среда - разнообразная, изменяющаяся среда с некоторым числом компонентов и скрытых связей. Примерами такой среды в детском саду № 1591 могут быть лаборатория для детского экспериментирования и творчества, для пополнения недостающих знаний -передвижная библиотека познавательной литературы и иллюстративного материала, музей «Мой мир», комната ТСО и др.
Разрабатывается поэтапная система интеллектуально-творческого развития детей дошкольников.
Она включает в себя 3 этапа. Подготовительный нацелен на привлечение детей к наблюдениям, обследованиям, преобразованиям различных предметов, объектов, особое внимание будет уделяться их неоднозначности, многофакторности.
Этап несложного экспериментирования будет предлагать небольшие задания и упражнения в непроизвольной обстановке (на природе и др.), игры-обследования и простые опыты в лаборатории, где ребенок самостоятельно попытается привести несколько разных решений задачи, что даст представление о множественности решений.
Этап заключительный объединит более сложные опыты и эксперименты, которые будут заключать в себе задачу с «открытым началом и концом», где ребенку нужно будет самому поставить задачу и решить ее.
Таким образом, планируется собрать и отработать несколько развивающих мини-систем опытов и экспериментов для детей разных возрастов детского сада.
Каждый год будет проводиться срез достижений детей по теме экспериментальной работы.
|